Вы здесь:
               
Изменить цвет : Dark Light

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Чувство удивительного восхищения овладело мной, когда я увидел это безобразное чудовище под названием «Королевская сороконожка». Оно легко двигалось через плотные заграждения, перелезало по глубокой грязи и через окопы... Напоминавшее слона чудовище прорывалось через кустарники, втаптывало молодые деревья в землю и оставляло после себя широкий след разрушений».

Ллойд-Джордж 1916 год

Часть 2. Первый серийный танк и его история

Идея постройки «Танка» помимо Российских изобретателей завладела и английским военным инженером полковником Эрнестом Суинтоном. Еще будучи военным корреспондентом на русско-японской войне, Суинтон участвовал в составлении официального британского отчета военных действий и уже тогда оценил эффективность пулеметного огня и проволочных заграждений. Выпускник Королевской Военной Академии в Вулвиче, участник боевых действий в Индии и Южной Африки, он понимал необходимость создания бронированного вездеходного средства, способного порваться через проволочные заграждения и поддержать пехоту орудийно-пулеметным огнем.

После обсуждения в различных инстанциях военное министерство Англии, в отличии от Российского военного министерства, в целом приняло идею Суинтона и сформулировало основные требования, которым должна была отвечать боевая машина. Она должна была быть небольшой, иметь гусеничный ход, пуленепробиваемую броню, преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь пушку и два пулемета. Основным назначением танка было разрушение проволочных заграждений и подавление пулеметов противника. 

За реализацию идеи полковника Суинтона взялась фирма W.Foster & Co. (Линькольншир), которая занималась в те годы сборкой тракторов Hornsby. Эти машины были уникальны тем, что по сути они представляли собой паровозы на гусеничном движителе и использовались в качестве тягачей для “сухопутных поездов”. Помимо этого, фирма производила колёсные тягачи для полевой артиллерии. За 38 дней Уильям Тритон (директор W.Foster & Co) и Уильям Ригби (главный конструктор W.Foster & Co) при участии майора В. Уильсона на базе трактора «Холт» спроектировали прототип боевой гусеничной машины, которую теперь принято считать первым в мире танком.

Формально опытный образец имел название Lincoln Machine No.1, но нередко можно встретить другое обозначение – “танк Триттона”, что тоже можно считать правильным.

Короткий срок создания прототипа объяснялся тем, что британские инженеры старались избежать серьёзных переделок и максимально использовать тракторные узлы и агрегаты. Использовавшееся шасси Bullock, как и многие другие машины того же типа, отличалось отсутствием бортовых передач, поэтому поворот осуществлялся при помощи обычного колеса, устанавливаемого спереди. На прототипе танка подобный конструкторский ход был неуместен, поэтому направляющие колёса расположили сзади, на отдельной тележке. Применительно к каждому борту ходовая часть включала 8 опорных катков, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. На прототипе использовалась так называемая “жесткая” подвеска.

Корпус танка был ярко выраженной коробкообразной формы с характерным выступом в носовой части и макетом башни с круговым вращением, в которой планировали установить 40-мм автоматическую пушку Vickers. Компоновка Lincoln Machine No.1 была следующей: отделение управление в передней части, боевой отсек – в средней, моторно-трансмиссионное отделение (с двигателем Foster-Daimler мощностью 105 л.с.) – на корме. Экипаж танка должен был состоять из 4-6 человек

Что касается вооружения, то вариант с башней ещё некоторое время рассматривался как основной, однако на прототипе башня и пушка отсутствовали, а вырез в верхнем бронелисте был зашит. 

Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года и завершились не слишком удачно. Общая длина машины составила 8 метров, масса – 14 тонн. Танк обладал невысокой проходимостью, а ходовая часть оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок. Тем не менее, максимальная скорость Lincoln Machine No.1 составила 5,5 км\ч, что было несколько выше требуемого показателя.

Когда стало ясно, что полумерами обойтись не удастся, Тритон и Уилсон перепроектировали ходовую часть. Опорные катки, ведущее и направляющее колесо с гусеницей шириной около 500 мм как и раньше монтировались на отдельной броневой коробчатой раме, но при этом изменился гусеничный обвод и появился бортовой бронеэкран с вырезами для сброса накапливающейся на траках грязи. Также пришлось изменить конструкцию гусеницы. На рассмотрение было предложено три варианта: тросовая гусеница, армированная лента из суррогатного каучука и звеньевая гусеница с жесткой подвеской. Британцы выбрали последний из них, который впоследствии применяли на всех тяжелых танках 1-й Мировой войны. 

Название “Little Willie” танк получил благодаря сотрудникам фирмы, которые усмотрели в формах танка некоторое сходство с одним из его создателем. Полная масса танка составила 18300 кг. Силовая установка не изменилась, поэтому на испытаниях “Little Willie” смог развить максимальную скорость всего 3,2 км\ч при движении вперед и 1 км\ч задним ходом. Ходовые характеристики напротив, несколько улучшились. После модернизации ходовой части танк мог преодолевать ров шириной 1,52 м (в то время как у Linkoln этот показатель составлял всего 1,2 м), вертикальную стенку высотой до 0,6 м и подъём не более 20°.

Таким образом, по большинству параметров “Little Willie” вполне соответствовал ТТЗ (тактико - техническое задание) от февраля 1915 года, однако ситуация изменилась – командование выдвинуло новые требования преодолевать ров в 2,44 м и стенку в 1,37 м, что для танка на базе тракторного шасси было почти непосильной задачей. Маленький Вилли так и не увидел поля боя.

Для достижения требований нового ТТЗ Триттон и Уилсон вновь переработали проект под новые требования, сохранив большую часть корпуса и полностью перепроектировав ходовую часть. Взяв за основу конструкцию «Малыша Вилли», Уилсон создал новый танк. Он сохранил идею управления по курсу с помощью задних колес, но внес много новшеств.

Чтобы машина преодолевала препятствия заданной в спецификации высоты, корпусу  танка, придали ромбовидную форму, а чтобы увеличить высоту зацепа, Уилсон и Триттон придумали пустить гусеницу поверх корпуса. Это значительно повысило проходимость машины, но одновременно породило ряд других затруднений, связанных, в частности, с размещением пушек и пулеметов. Вооружение пришлось распределить по бортам, а чтобы пулеметы могли стрелять по курсу в сторону и назад, их установили в боковых выступах - спонсонах. Машина получила прозвище "Большой Вилли".

Танк оказался сложен в управлении и требовал большого экипажа. Механик-водитель и командир в нем сидели в ряд в башне, размещенной в передней части корпуса. Командир располагался слева и, кроме своей основной работы, также управлял тормозами. Водитель сидел справа; между ними был установлен пулемет. Внутри главного корпуса располагались четыре артиллериста и два механика, которые получали от командира сигналы, отдаваемые жестами, и с помощью коробок передач помогали водителю управлять машиной. Большую часть главного корпуса занимали мотор «Даймлер» мощностью 105 л.с., коробка передач и трансмиссия. Для пуска двигателя 3-4 человека команды должны были вращать огромную пусковую рукоять, пока мотор не заводился с оглушительным ревом. На машинах первых марок внутри размещались еще и топливные баки. С обеих сторон двигателя оставались узкие проходы. Боеприпасы находились на полках между верхней частью двигателя и крышей. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и пары бензина. Вентиляция не предусматривалась. Между тем жар от работающего двигателя вскоре делался невыносимым - температура достигала 50 градусов. Кроме того, при каждом выстреле пушки танк наполнялся едкими пороховыми газами. Экипаж не мог по долгу оставаться на боевых местах, угорал и страдал от перегрева. Полное вооружение этой версии танка состояло из двух 6-фунтовых (57 мм/2,24 дюйма) пушек «Гочкисс» и четырех пулеметов «Гочкисс».

30 января 1916 г. компания Фостера представила новую машину на испытания. Железной дорогой машины доставили в Хетфильд, в поместье маркиза Солсбери. Поскольку испытания проводились в обстановке строжайшей секретности, в качестве полигона маркиз героически предоставил свою частную площадку для гольфа. На несчастной площадке армия воспроизвела мельчайшие детали разбитого поля битвы: траншеи, проволочные заграждения, воронки от снарядов. Здесь 2 февраля танк «Большой Вилли» продемонстрировали министру снабжения Д. Ллойд-Джорджу, военному министру Китченер, министру иностранных дел лорду Бальфуру, начальнику Имперского генерального штаба генералу У. Робертсону, лордам Адмиралтейства, подполковнику Эллису. Машина преодолевала рвы и воронки. Но лорд Китченер оставался при своем мнении: «Эта прелестная дорогая механическая игрушка не поможет выиграть войну».

Десять дней спустя, 12 февраля 1916 года, состоялись официальные испытания «Большого Билли» после окончания которых и одобрения короля Георга V, было начато массовое производство.

Большой Вилли также известен под именами «Машина Уилсона», «Кингз Сентипед» («Королевская сороконожка»). Поскольку это был первый образец, прародитель танка, его еще иногда называют «Мать» или «Матка» (Mother) серийному танку было присвоено название Mark I (Mk I). В соответствии с установленным вооружением, танки Mk I подразделялись на "мужские" (male) и "женские" (female). Чаще модификации Марка переводятся, как "самка" и "самец".

По предложению Свинтона, "женский" танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями "мужскому", предназначенному для "тяжелой работы". Самец весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе "Марк I" управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. Самец имел две 57-миллиметровые пушки и 4 пулемета "Гочкиса", тогда как у самки был только один пулемет "Гочкис" и 4 пулемета "Виккерс".

Первые танки модели Mk I, начали выпускаться зимой 1916 года, а к боевым действиям их подготовили в сентябре. Всю подготовку делали в секрете понимая, что только внезапное появление их на поле боя гарантирует успех. При перевозке по железной дороге, закрытые брезентом машины издали напоминали большие металлические цистерны, и было решено использовать легенду, что это огромные баки для воды, которые необходимы для войны на Востоке. Так упрятанные в брезент объекты получили название «танки» (tank - резервуар). После этого термин "танк" привился в русском и английском языках (стоит отметить, что в немецкой армии закрепилось другое название - "панцэркампфваген" (боевая бронированная повозка) или просто "панцер").

Впервые танки были применены в бою 15 сентября 1916 года у деревни Флер-Курслет в ходе грандиозного сражения на Сомме. Всего их было 49, но на исходные позиции вышло только 32, остальные из-за поломок остались в тылу. В атаке участвовали всего 18, но за несколько часов они продвинулись вместе с пехотой в глубь немецких позиций на 5 км на фронте такой же ширины. Главнокомандующий генерал Хейг был доволен - по его мнению, именно новое оружие сократило потери пехоты в 20 раз против «нормы». Он немедленно направил требование в Лондон сразу на 1000 боевых машин.

Так было начато первое серийное производство и военное применение танков.


NB Часть 3. Первый серийный танк классической компановки, будет размещена позже (для тех кто дочитал до конца и кому это интересно)

Зарегистрируйтесь на сайте или войдите набрав логин и пароль.

Главная Новости World of Tanks История танкостроения часть 2
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика